Проекты (5)
Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.Продукты (11)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Цифровой паспорт (5 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Активы
Airbus производит семейства пассажирских самолетов вместимостью от 100 до более 600 кресел, а также производит самолеты-заправщики, военные и транспортные воздушные суда в Европе.
Показатели деятельности
2020: Снижение выручки на 29%, до 49,9 млрд евро, чистый убыток - 1,13 млрд евро
По итогам 2020 года выручка аэрокосмической корпорации Airbus сократилась на 29%, достигнув 49,9 млрд евро, тогда как в 2019-м продажи составила 70,478 млрд евро. Airbus завершила 2020 год с чистым убытком в 1,13 млрд евро, а годом ранее убытки измерялись 1,36 млрд евро.
Генеральный директор Airbus Гийом Фори признал, что результаты деятельности компании в 2020 году были «далеки от ожиданий» и что компании приходилось постоянно адаптироваться, так как авиаперевозчики прекращали полеты и не закупали самолеты из-за ограничений на поездки.
Кризис еще не закончился. Скорее всего, это будет нашей реальностью в течение всего года, - сказал Фори. |
Он предупредил, что «авиакомпании будут продолжать «терпеть убытки» и «сжигать наличные».
Airbus не ожидает, что отрасль вернется к уровню, предшествующему пандемии, до 2023-2025 годов, а когда это произойдет, по мнению Airbus, экологические проблемы станут еще более важными для пассажиров и авиакомпаний, поэтому компания увеличивает инвестиции в водородную энергетику и самолеты с низким уровнем выбросов.
В 2020 году Airbus поставила 566 самолетов (в 2019-м было продано 863 единицы), включая 38 экземпляров A220, 446 единиц A320, 19 единиц A330, 59 штук A350 и четыре модели A380.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Капитальные расходы Airbus по итогам 2020 года достигли 1,8 млрд евро, снизившись на 0,6 млрд евро в сравнении с 2019-м.
Примерно 67% оборота Airbus по итогам 2020 года пришлось на продажи самолётов, 12% — вертолётов и 21% — продукции для оборонных и аэрокосмических проектов.
Объем заказов у компании в 2020 году составил 373 млрд евро, из которых:
- на Европу пришлось 30%;
- на Азиатско-Тихоокеанский регион — 29%;
- на Северную Америку — 21%;
- на Ближний Восток — 9%;
- на Латинскую Америку — 5%.
Компания получила 268 заказов на коммерческие самолеты по сравнению с 768 годом ранее. Оба показателя значительно ниже нормальных показателей последних лет, но выше, чем у Boeing, отмечает Reuters.[1][2]
2018
- В 2018 году выручка компании составила 64 миллиарда евро.
- По состоянию на конец 2018 года в компании работало около 134 000 сотрудников.
2017
- В 2017 году выручка компании составила 67 миллиардов евро.
- По состоянию на конец 2017 года в компании работало около 129 000 сотрудников.
2013
По итогам 2013 года Группа, включая компании Airbus, Airbus Defence and Space и Airbus Helicopters, получила доход в размере 57,6 млрд евро (пересмотренный показатель). По состоянию на конец 2013 года в Группе работало около 139 000 человек (пересмотренный показатель).
История
2024
Увольнение тысяч сотрудников из-за нехватки денег
В середине октября 2024 года компания Airbus объявила о сокращении до 2500 рабочих мест в подразделении военных и космических технологий, ссылаясь на «сложную бизнес-среду», рост затрат и «быстрые изменения в методах ведения войны».
Европейский аэрокосмический гигант, конкурирующий с компанией Boeing в сфере самолетостроения, рассчитывает сократить часть штата сотрудников к середине 2026 года. Компания не уточнила, в каких странах будут проводиться сокращения, затрагивающие около 1,7% от общей численности сотрудников.
Генеральный директор Airbus Defence and Space Майк Шельхорн заявил, что увольнения связаны с быстро меняющейся и очень сложной деловой обстановкой – нарушениями цепочек поставок, быстрыми изменениями в методах ведения военных действий и растущим давлением из-за бюджетных ограничений. |
Сокращения стали этапом более широкой реструктуризации компании, которая, по словам Шельхорна, должна сделать это подразделение «быстрее, компактнее и конкурентоспособнее».
В последние годы правительства увеличили расходы на оборону в связи с нарастанием уровня угроз. Но крупные традиционные оборонные фирмы, такие как Airbus, которые должны были выиграть от растущего спроса, столкнулись с жестокой конкуренцией. Ряд новых компаний стал альтернативой традиционным поставщикам, которые не успевают развернуть быстрые разработки новых технологий и систем следующего поколения.
Планируемое сокращение рабочих мест — не единственный признак проблем авиапроизводителя. В июне 2024 года Airbus заявила, что из-за нарушений цепочек поставок ей пришлось сократить количество самолетов, которые планировалось выпустить в этом и следующем году. Пока что проблемы конкурента, компании Boeing, гораздо масштабнее, но обе компании несут серьезные убытки.[3]
Острый дефицит комплектующих
Airbus SE испытывает нехватку миллионов деталей, из которых производятся коммерческие самолеты компании, и к июню 2024 г ситуация становится все хуже.
Airbus сократил целый ряд долгосрочных целей - от операционной прибыли, генерирования денежных средств и передачи самолетов до ежемесячных темпов производства важной модели A320.
Канада под давлением Франции разрешила Airbus использовать российский титан несмотря на санкции
23 апреля 2024 года стало известно о том, что правительство Канады разрешило Airbus использовать российский титан в своем производстве. Это решение принято властями вопреки санкциям, введенным в отношении РФ в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой.
Санкции против российской металлургической компании «ВСМПО-Ависма», крупнейшего в мире производителя титана, Канада утвердила в феврале 2024-го. Кроме того, эту компанию внес в санкционный список Минторг США — в связи с «выпуском продукции для российской военной отрасли».
Чтобы помочь Airbus, президент Франции Макрон заставил Канаду ослабить титановые санкции в отношении России. Он лично убедил премьер-министра Канады Джастина Трюдо освободить Airbus и другие аэрокосмические компании от санкций в отношении российского титана. Источник, близкий к французскому лидеру, сообщил, что Макрон приложил "значительные усилия", чтобы убедить Трюдо сделать исключение для европейских компаний.
В 2022 году на фоне специальной операции на Украине Airbus заявила о намерении отказаться от поставок титана из России и нарастить закупки в США и Японии. Но, как сообщает Reuters, запрет на поставки российского титана в Канаду может поставить под угрозу производство Airbus на заводах в этой стране. Поэтому канадские власти предоставили компании специальное разрешение на закупки сырья у РФ.
Airbus осведомлена о том, что канадское правительство ввело санкции в отношении «ВСМПО-Ависма», и получила необходимое разрешение для обеспечения безопасности операций Airbus в соответствии с действующими ограничениями, — говорится в заявлении компании. |
Вместе с тем отмечается, что санкции в отношении «ВСМПО-Ависма» могут создать проблемы при экспорте в Канаду самолетов, построенных за рубежом с использованием российского титана. В этом случае также могут потребоваться специальные разрешения от местных регуляторов.
По данным газеты The Washington Post, в 2022 году «ВСМПО-Ависма» экспортировала около 15 тыс. тонн титана на сумму $370 млн. Самыми крупными покупателями стали компании из Германии, Франции, США и Великобритании. В 2023 году российское предприятие экспортировало титан на $345 млн.[4]
2023: Emirates отказывается от закупок Airbus A350-1000 из-за бракованных двигателей Rolls-Royce
Президент Emirates Тим Кларк на авиасалоне в Дубае в ноябре 2023 г развеял надежды Airbus на получение крупного заказа, заявив, что не будет покупать больше флагманских самолетов A350-1000 до тех пор, пока не будут устранены проблемы с работой двигателя.
Кларк утверждает, что двигатель Rolls-Royce "неисправен" в нынешнем состоянии.
Airbus по-прежнему значительно отстает от конкурента Boeing в портфеле заказов в Дубае.
2022
Отказ поставлять оплаченные самолёты и возвращать деньги "Аэрофлоту"
В апреле 2022 г европейский авиастроительный концерн Airbus отказался поставлять "Аэрофлоту" два самолета A350, проданных в конце 2021 года, но не переданных российской авиакомпании. Деньги, полученные за самолеты, из-за санкций также не будут возвращены.
Нежелание отказываться от импорта титана из России на фоне спецоперации РФ на Украине
В июне 2022 г Airbus публично призывал Евросоюз отказаться от санкций на титан из России, пишет Wall Street Journal. Самый большой в мире производитель самолетов закупает в России около 65% титана, который требуется для критических компонентов воздушных судов.
«Мы считаем, что санкции против российского титана станут санкциями против нас», — сказал глава Airbus Гильом Фори на конференции в Катаре.
Ранее в апреле 2022 г Airbus SE защитил свое решение продолжать импорт российского титана, утверждая, что санкции навредят производителям аэрокосмической техники. Заявление было сделано во время спецоперации России на Украине.
Россия обеспечивает около половины потребностей Airbus в титане, напрямую или через ключевых поставщиков.
Компания накапливала запасы титана в течение многих лет. Это дает некоторую передышку в краткосрочной и среднесрочной перспективе, даже если эмбарго вступит в силу.
"Мы не думаем, что санкции на импорт будут уместны", - сказал главный исполнительный директор Гийом Фори. "Это окажет незначительное влияние на Россию, но будет иметь большие последствия для остальных стран и отрасли".
2021: Airbus остается крупнейшим производителем самолетов третий год подряд
Airbus остается крупнейшим производителем самолетов третий год подряд. Об этом стало известно 10 января 2022 года, когда компания опубликовала данные по поставкам лайнеров за 2021 год.
За этот период 88 клиентов получили в общей сложности 611 самолетов Airbus, тогда как в 2020 году заказчикам было выдано 566 единиц транспорта. Для сравнения: Boeing в 2021-м передал авиакомпаниям и другим покупателям 340 авиалайнеров, что более чем вдвое превосходит результат годичной давности (157). Слабые показатели 2020 года связаны с последствиями пандемии коронавируса COVID-19 и авиакатастроф, а также с производственными проблемами, с которыми тогда столкнулась американская компания.
Если Airbus опередила главного конкурента по числу доставленных заказчикам самолетов, то по объему заказов первое место заняла Boeing. Последняя в 2021 году получила заказы на производство 909 самолетов, что на 17,9% больше, чем годом ранее, а у Airbus общее число заказов составило 771.
Самым востребованным у заказчиков Airbus самолетом оказался A320neo, на который в 2021 году было сделано более 660 заказов. Всего к концу того года у европейской компании остались 7082 пока не поставленных самолета.
В середине декабря 2021 года концерн Airbus одержал весьма показательную победу. Австралийская авиакомпания Quantas, намеренная в ближайшие 13 лет обновить свой флот среднемагистральных и региональных самолетов для полетов внутри страны, приняла принципиальное решение полностью заменить американские «Боинги» на европейские «Эрбасы». Объем заказа включая опции, оформление которого ожидается до конца 2022 года, может составить до 134 самолетов. Речь идет как о различных модификациях семейства A320 Neo, так и о самолетах A220.[5]
2020
Сокращение 15 тыс. рабочих мест
В начале июля 2020 года Airbus объявила о сокращении 15 тыс. рабочих мест в Великобритании, Германии, Испании и других странах из-за последствий пандемии коронавируса COVID-19. Всего в компании работает порядка 134 тыс. человек.
Руководство компании до сих пор обсуждает эти меры с профсоюзами, которые выступают против принудительного увольнения. Пандемия CCOVID-19 обернулась катастрофой для авиационной отрасли, и в апреле объем воздушного движения сократился более чем на 90%. Компании Airbus пришлось ограничить производство и обратиться за поддержкой к правительствку, но в конечном итоге на повестке дня вновь возникли сокращения штата.
Компания рассчитывает провести большую часть увольнений к лету 2021 года, но надеется, что значимая часть сотрудников, подлежащих сокращению, покинет работу добровольно или в результате досрочного выхода на пенсию. Airbus заявила, что весной 2020 года производство сократилось на 40%, а воздушное сообщение вряд ли вернется к прежним уровням до 2023 года.
Airbus столкнулась с самым серьезным кризисом, который когда-либо переживала авиационная отрасль, - сказал исполнительный директор Гийом Фори (Guillaume Faury). - Предпринятые меры позволили нам преодолеть первоначальный шок. Однако теперь мы должны поддерживать наше предприятие на плаву и с честью выйти из кризиса, как и подобает мировому лидеру в аэрокосмической отрасли. |
Официальный представитель французского правительства сообщил:
Мы понимаем, что грядет трудное время для сотрудников Airbus и их семей, и мы готовы поддержать всех, кого касается эта проблема, любым возможным способом. Мы продолжим тесно сотрудничать с авиакосмическим сектором, чтобы обеспечить фирмам возможность восстановиться после кризиса.[6] |
Airbus заплатит миллиарды евро за взятки
В конце января 2020 года Airbus сообщила о заключении с французскими, британскими и американскими властями соглашения об урегулировании разбирательства, связанного со взяточничеством. Аэрокосмический гигант заплатит крупный штраф, который будет измеряться миллиардами евро. Как уточняет издание Financial Times со ссылкой на свои источники, речь идёт о сумме около 3 млрд евро.
Соглашение было достигнуто спустя примерно четыре года после того, как Airbus впервые сообщила о проводимом в отношении компании расследовании в связи с привлечением ею сторонних консультантов для получения заказов на коммерческие самолеты. Концерн подчёркивает, что в тот момент сам уведомил следователей о ситуации.
Основная претензия к Airbus заключалась в том, что компания не предоставила государственному Экспортно-кредитному агентству информацию о сотрудничестве с посредниками, которые организовывали кредитные гарантии для продажи самолетов Airbus за пределами страны.
Первым расследование в отношении Airbus начало Управление по борьбе с крупным мошенничеством (SFO) Великобритании еще в середине 2016 года. В следующем году стало известно о начале аналогичного расследования со стороны прокуратуры Мюнхена, а в конце 2018 года о собственном расследовании компанию уведомило Министерство юстиции США, хотя оно начало проверку в отношении производителя еще в конце 2017 года.
Расследования привели практически к полной смене топ-менеджмента и сотрудников, отвечавших за продажи. Airbus предоставил следователям несколько миллионов документов и создал новую систему этики и соблюдения действующих норм. В декабре 2019 года отменила публикацию книги, посвященной 50-летию Airbus, чтобы не допустить разглашения тайны следствия.[7]
2019
Покупка разработчика роботов для автоматизации производства самолётов MTM Robotics
В середине декабря 2019 года французский производитель аэрокосмической техники Airbus купил MTM Robotics за неизвестную сумму. Робототехническая фирма сотрудничает с Airbus уже более десяти лет, поэтому многие автоматизированные системы MTM Robotics используются на производственных площадках Airbus, и слияние пройдет безболезненно. После заключения сделки руководство MTM Robotics останется без изменений, а ее основная площадка в Мукилтео, штат Вашингтон, продолжит работать в обычном режиме. Подробнее здесь.
Кибератаки и кража коммерческих секретов
В конце сентября 2019 года стало известно о серии кибератак на Airbus, в результате которых злоумышленникам удалось похитить коммерческие секреты европейского производителя авиалайнеров.
Как сообщает новостное агентство Agence France Presse (AFP) со ссылкой на неназванные источники в силовых структурах, хакеры добрались до данных Airbus через поставщиков компании — производителя самолётных двигателей Rolls-Royce Holdings, инженерную фирму Expleo Group и др. За 12 месяцев зафиксировано меньшей мере четыре кибернападения.
Злоумышленники искали информацию о двигателях для военно-транспортного самолета A400M и рейсового авиалайнера A350. Атака на Expleo была раскрыта еще в конце 2018 года. Хакеры получили доступ к VPN-сети, через которую осуществлялась связь между Expleo и Airbus. В публикации отмечается, что целью киберкампании был промышленный шпионаж.
Представитель Airbus частично подтвердил эту информация, заявив, что компания «осведомлена о киберсобытиях» и, как и любой крупный производитель промышленных технологий, является мишенью для «злонамеренных действий».
Компания «постоянно следит» за такими угрозами через системы обнаружения и можете принимать «немедленные и надлежащие меры для защиты себя в любое время», добавил представитель Airbus.
Собеседники AFP косвенно сообщили о том, что за хакерскими атаками может стоять Китай. Официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан опроверг эту информацию.
В последнее время в СМИ появилось немало сообщений о кибератаках. В этих сообщениях, часто при полном отсутствии каких бы то ни было доказательств, заинтересованные лица часто приклеивают ярлык места кибератак и выливают грязную воду на Китай. Эти действия непрофессиональные и безответственные, — заявил он.[8] |
2018: Инвестиции в EarthNow
В апреле 2018 года Airbus инвестировала в разработчика системы видеонаблюдения за всей Землей в реальном времени EarthNow. Подробнее здесь.
2017
Угроза взрывов на лайнерах Airbus A350 из-за программной неисправности
24 августа 2017 года органы авиационной безопасности потребовали как можно скорее устранить в самолетах Airbus программную неисправность, угрожающую взрывом.
Как сообщает информационное агентство Reuters, Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) разослало авиаперевозчикам предупреждения о неисправности лайнеров Airbus A350-900.
Речь идет о техническом дефекте гидронасоса, который приводит к перегреву. При остановке насоса температура гидравлической жидкости может стремительно возрасти. Если это не будет вовремя замечено (например, в случае, если выключена специальная система предохранения), появляется риск возгорания взрывоопасной смеси, предупреждают в EASA.
Чтобы избежать перегрева гидравлической системы, в бортовые компьютеры нужно установить специальное программное обеспечение. Некоторые авиакомпании уже начали загружать обновления. Среди них — Lufthansa. В компании заявили, что инцидент не окажет никакого влияния на парк самолетов A350 и график их перелетов.
Стоит отметить, что модель самолета, в которой нашли опасную неисправность, является достаточно новой: она поступила в эксплуатацию лишь в 2014 году.
Лайнер A350-900, рассчитанный на перевозку до 314 пассажиров, поставлен таким авиакомпаниям, как Lufthansa, Singapore Airlines, Cathay Pacific и Qatar Airways. К 24 августа 2017 года выпущено более 100 экземпляров этого воздушного судна и получены заказы на производство в общей сложности 848 единиц.
Как отмечает агентство Bloomberg, стоимость A350-900 составляет $311,2 млн, что делает этот самолет одним из трех самых дорогих в линейке Airbus.
В Airbus сообщили, что авиакомпаниям разосланы уведомления о необходимости срочного программного обновления электроники A350-900.[9]
Продажа бизнеса по разработке ПО для колл-центров экстренных служб
В конце июля 2017 года Airbus объявила о продаже Motorola Solutions бизнеса по разработке программного обеспечения для колл-центров экстренных служб. Этой сделкой авиастроительная компания показала свое стремление сосредотачиваться на производстве самолетов.
Продается компания Plant Holdings, которая управляет подразделением Airbus DS Communications, специализирующимся на разработке софта для колл-центра службы спасения 911 в США и оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях. Стоимость сделки не раскрывается. В 2016 году выручка Plant Holdings составила $100 млн.
Выполнить все формальности, касающиеся приобретения Plant Holdings, в Motorola Solutions планируют до конца 2017 года. Сначала компаниям нужно получить одобрения от регуляторов.
Приобретение Airbus DS Communications добавляет продукты и услуги в наш софтверный портфель, помогает нам удовлетворять потребности большого количества клиентов и ставит нас на первый план развития нового поколения технологий для 911, — комментирует сделку исполнительный вице-президент подразделения Motorola Products & Solutions Брюс Брда (Bruce Brda). — Мы рады включить эти новые возможности в наш отдел корпоративного программного обеспечения, созданный ранее в этом году для разработки и внедрения интегрированных софтверных решений, обеспечивающих важные разведывательные данные и улучшающих операционную эффективность работы агентств охраны общественной безопасности. |
Plant Holdings — это далеко не первый проданный бизнес Airbus, который компания не считает основным. В 2016 году гигант продал большую часть своих активов в области производства электроники для нужды обороны частной инвестиционной компании KKR & Co. В июле 2017 года Airbus сообщила о ведении с Veritas Capital Fund Management переговоров по продаже подразделения Vector Aerospace, занимающегося ремонтом вертолетов. В 2014 году гигант анонсировал трансформацию в аэрокосмической группе Airbus Defence and Space.[10]
1996
1969: Соглашение о создании первого в мире широкофюзеляжного двухдвигательного самолета А300
29 мая 1969 года министр транспорта Франции Жан Шаман и министр экономики Германии Карл Шиллер подписали на авиасалоне Ле-Бурже соглашение о запуске совместной программы по созданию первого в мире широкофюзеляжного двухдвигательного самолета А300. Подписание этого соглашения ознаменовало собой рождение компании Airbus.